Человеческий IT-конфликт


Проблема взаимоотношений "айтишников" и "не-айтишников" давно уже стала неотъемлемым элементом IT-фольклора.

Наверняка многие часто посещают и башорговский подресурс IThappens. Однако "веселенькие истории" зачастую скрывают за собой настоящие человеческие драмы, напрямую связанные со взаимным IT-недопониманием.

Сейчас модно разбирать различные проблемы в бизнес-процессах в виде так называемых "кейсов" - конкретных примеров из реальной жизни. Такой "кейс" я и хочу сейчас разобрать - это как раз тот случай, когда для разрешения конфликта, связанного с IT-проблемами, требуется, прежде всего, знание психологии.

Описанную ниже ситуацию я наблюдал своими глазами в одной из белорусских фирм. Я в ней не работал, но выполнял для них некоторые заказы, так что в офисе этой фирмы провел достаточно много времени.

Итак, имеем небольшую фирму (около 50 сотрудников), которая занимается мелкооптовой торговлей. Большая часть штата - "офисные хомячки", менеджеры по продажам. Из прочих - директор, замдиректора, традиционная секретарша, офис-менеджер, бухгалтерия и сисадмин. Классический сисадмин, поросший бородой и свитером, в серверной комнатушке, заваленной разнообразным IT-хламом.

Практически все продажники в той фирме владели компьютерными премудростями на уровне кое-чему обученных пользователей. Однако вся их работа была связана с ПК - переписка с клиентами, отчеты в Excel, деловые письма в Word, веб-серфинг в поисках новых деловых контактов...

Сисадмин, замечу, не только следил за работой сервера, локальной сети, пользовательских ПК и оргтехники. Он ещё проводил какую-никакую корпоративную IT-политику. На пользовательских компьютерах верещал регулярно обновляемый "Касперский", единственным разрешенным браузером была Opera, а почтовым клиентом - The Bat. Доступ в любые социальные сети блокировался до 17.00, посещение сайтов по трудоустройству внимательно отслеживалось и докладывалось начальству.

Однако однажды в фирму пришел работать новый "продажник" - молодой и весьма перспективный торговый менеджер, показывавший заметно лучшие результаты по сравнению с коллегами. При этом новичок оказался еще и изрядно технически подкован. Скажем так, на уровне весьма продвинутого пользователя. Причем он пришел работать с собственным ноутбуком - в отличие от прочих продажников, работавших на уже далеко не новых десктопах, принадлежащих фирме.

Подключая новичка к локальной сети фирмы, сисадмин вкратце изложил ему корпоративную IT-политику. И потребовал поставить перечисленный выше набор - Opera, The Bat и "Касперского". Однако новый торговый менеджер "оказал сопротивление". Заявил, что ему комфортнее работать с браузером Google Chrome, почтовой программой Mozilla Thunderbird, а его лэптоп вполне надежно защищен программами от ESET. И с запретами на использование каких-либо веб-ресурсов он также не согласен.

Сисадмин категорически отмел возражения, мотивировав это тем, что менеджер будет работать в корпоративной сети, а значит, должен подчиняться общим правилам фирмы. Новичок напомнил, что ноутбук не фирменный, а его собственный, и ПО на нем он распоряжается исключительно сам. В результате спор пошел на повышенных тонах. Новый сотрудник заявил, что все равно будет работать на том, на чем захочет. Сисадмин ответил, что в таком случае интернет-доступ у него будет на скорости телефонных модемов середины 1990-х, то есть медленный и печальный.

"Разбираться" отправились к замдиректора. Он, довольно молодой парень (28 лет), также был достаточно хорошо подкован в IT-вопросах, хотя корпоративную IT-политику соблюдал беспрекословно. Хотя, конечно, как начальник имел полностью открытый доступ к "ВКонтакте" и "Одноклассникам".

Однако замдиректора, немного подумав, сообщил, что этот вопрос не в его компетенции. Дескать, корпоративную IT-политику утверждал лично генеральный директор, так что ему решать. (Интересно, почему у небольших фирм директор всегда не простой, а непременно генеральный?)

Гендиректор был бывшим чиновником, заметно за 60 лет. Свой дорогой ноутбук он рассматривал исключительно как аксессуар большого босса - пользоваться им глава фирмы не умел категорически.

Услышав тему конфликта, но совершенно не поняв его суть, генеральный постановил: есть утвержденная IT-политика, предусматривающая вполне определенное ПО и ограничительные меры. И ради одного сотрудника правила нарушаться не будут.

Финал оказался безрадостным. Молодой талантливый менеджер по продажам был востребован на рынке - и ушел из описанной фирмы, не проработав в ней и трех дней. Именно из-за конфликта с сисадмином, который не смогло или не захотело разрешить начальство.

А теперь давайте посмотрим на роли каждого из участников данного кейса с точки зрения психологии. Причем глубокой науки тут не потребуется - хватит и моего университетского курса психологии.

Итак, молодой менеджер по продажам. Видно, что он не только умен, но и понимает свое превосходство над ровесниками/коллегами. Амбициозен и не хочет подчиняться общим для всех правилам. Причем имеет на то моральное основание. А вот дипломатичности ему еще предстоит научиться.

Сисадмин. Имея (негласно) доступ ко всей внутрифирменной документации, он знает, что получает даже меньше, чем офис-менеджер Мария Ивановна - недоучившийся школьный преподаватель младших классов. Это он-то, человек с высшим техническим образованием! А Мария Ивановна сама даже поменять раскладку клавиатуры не может!

Униженный статус сисадмина в фирме приводит к тому, что он подсознательно использует любую возможность проявить власть. Это называется "эффектом вахтера": чем ниже уровень чиновника, тем сложнее с ним иметь дело. В нашем кейсе именно "эффект вахтера" проявился конфликтом сисадмина с новым продажником. Ведь понятно, что использование Google Chrome и Mozilla Thunderbird никак не угрожали информбезопасности фирмы. Да и закрывать соцсети для амбициозного менеджера незачем - все равно он не будет сидеть в них в ущерб работе, а вот полезные контакты наверняка там наладит. Но сисадмин решил проявить власть - ведь в обычной жизни у него так мало возможностей почувствовать себя влиятельным...

Конечно, чисто теоретически сисадмин со своим уровнем компетенции мог бы добиться в жизни намного большего. Но отсутствие навыков социальной коммуникации не позволяет ему строить карьеру. Да и вообще, в торговой фирме специалист компьютерного профиля карьеру явно не сделает - это удел менеджеров по продажам. То есть ему стоило бы уйти в IT-компанию и там пробиваться наверх. Вот только данный конкретный сисадмин, как и многие его сородичи, - совершенно не амбициозен. Ему комфортнее общаться с компьютерами, чем с людьми, а потому он продолжит обрастать бородой и свитером на окладе в $350 в безвестной фирмочке.

Заместитель директора. Классическое проявление не лучших черт белорусского характера. Предпочел действовать по принципу "моя хата с краю" - хотя вполне мог разрешить конфликт, предпочел не принимать вообще никаких решений. Ведь принятие решения означает ответственность за него. Вот он и переложил эту ответственность на плечи начальника. И руки не замарал, и обиженных на него нет...

Ну а гендиректор, как я уже говорил, суть конфликта совершенно не понял по причине отсутствия каких-либо компьютерных познаний. Но повел себя в рамках психологической модели советского (или, точнее, "совкового") начальника. Он подтвердил свое прежнее распоряжение (о корпоративной IT-политике) не потому, что считал его верным, а просто чтобы напомнить подчиненным "кто в доме хозяин". Так сказать, подтвердить важность и незыблемость своих решений.

Вот такая вот психологическая катавасия в рамках отдельно взятой фирмы. На первый взгляд, дело во взаимном непонимании IT-вопросов, но на самом деле - не очень глубокая психология. Которую стоит учитывать даже при выборе штатного браузера или почтового клиента.



Виктор ДЕМИДОВ, "Компьютерные вести".



Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3 балла
--+

Комментарии:
  kickboxer / 29 July 2012 11:26 0
а что, правильно все. Если бы я куда пошел работать, то скорее всего со своим ноутом, естетвенно на него бы не устанавливал другой антивирус(пользуюсь аваст+фаервол аутпост) и т.д. В любом случае на корпоративных компах не запускал бы кипер и не вводил бы свои данные(например на почту не заходил бы), да даже работая через чужой вайфай, использовал впн, я даже дома без впн не работаю(предпочитаю двойной) ибо нечего провайдеру иметь возможность смотрет мои логи.
  rusalka / 01 August 2012 08:57 0
Сисадмины, где вы, ау! Вас размазали по стенке, а вы даже не сопротивляетесь!))

Поэтому продолжайте получать зарплату " даже меньше, чем офис-менеджер Мария Ивановна - недоучившийся школьный преподаватель младших классов" - так вам и надо!

Что касается конкретного it-конфликта, то он, вне всяких сомнений, пошел на пользу и уволившемуся менеджеру, и бородатому сисадмину, и начальству,то бишь всем прямым и косвенным участникам драмы. А потому, собственно говоря, и драмы никакой нет - все ок!)

Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza. Yandex Facebook Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID


SEO персоны

Виктория Коломиец
Компания: ABIATEC
Должность: SEO-специалист
Сергей Царик
Компания: Webcom Media
Должность: директор белорусского направления Webcom Media
ТОП SEO персон

SEO компании

ISD Studio
Веб дизайн, SEO, биллинг, автоматизация бизнес процессов
ЧУП "Гусаров Групп"
Продвижение сайтов от "А" до "ЯК"
Студия Борового
Создание сайтов, поисковое продвижение сайтов, разработка логотипов и...
ТОП SEO компаний

Популярные материалы

Михаил Райцин: ''Мы не против стать Китаем на SEO-рынке''

Михаил Райцин, мУркетолог, разработчик бирж Miralinks и WebEffector, дал специальное интервью для Raskrutka.by, где рассказал о годе трафика, WebEffector и конкурентах, а также своих увлечениях.

11.03.2010
  candy hard 23 балла 16

Извилистые пути Девушки-из-Сети

Что думает о байнете и кризисе одна из известнейших белорусских блоггерш Алена aka Девушка, живущая в Сети.

02.03.2009
  candy hard 17 баллов 12

Банковские пластиковые карты Яндекс.Деньги для белорусов: так ли все однозначно?

На прошлой неделе Яндекс запустил новую услугу – выпуск банковских пластиковых карт для Яндекс.Деньги. Об этом Raskrutka.by уже писала ранее. Несмотря на заявление о том, что пользоваться этой карточкой белорусы могут свободно, нас обуяли сомнения: все ли так однозначно?

02.05.2012
  admin 14 баллов 15

Последние вакансии

Интернет-маркетолог

Компания: ООО БелХард Девелопмент
Должность: Интернет-маркетолог
Зарплата (у.е.): По результатам собеcедования

10.10.2019

Программист

Компания: LetItBuild LLC
Должность: Программист
Зарплата (у.е.): 2000

03.12.2014

Программист

Компания: LetItBuild LLC
Должность: Программист
Зарплата (у.е.): 2000

03.12.2014